Проект инклюзивного образования

            МБОУ Красноярская СОШ               

Татарский район Новосибирская область 

 

   Проект инклюзивного образования

 

 

 

«ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Проект МБОУ Красноярской СОШ                        

Татарского района Новосибирской области

 

 Фамилия, имя, отчество авторов проекта:

Поддубная Татьяна Юрьевна — куратор, зам.директора по ВР, poddubnaja.tat@yandex.ru, 8(383)64 51-149, krasn_tat.edu54.ru

Автушенко Нина Геннадьевна – директор школы

 Мозжерина Надежда Николаевна – учитель начальных классов                                                             

 

 

15.06.2013

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

        Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

         Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

          Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

        Инклюзия это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.

Актуальность создания экспериментальной площадки

      Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В МБОУ Красноярской СОШ число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 11% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.

II. Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярской средней общеобразовательной школы. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги  школы освоят технологию  обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями  здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных,  оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная  группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.

 Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 4 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Татарска и Татарского района. В перспективе, это поможет решить  давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  в современное общество.

                                               

I.                   Актуальность проекта

        В МБОУ Красноярской СОШ обучается 43 ребёнка в 11 классах. Из них 4 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все четверо обучаются интегрировано в классе по программе Воронковой. С 01 сентября в 4 классе будет обучаться 1 ребёнок по программе 7 вида (лицензия в процессе оформления), в 5 классе 1 ребёнок по программе 8 вида, в 9 классе 2 ребёнка по программе 8 вида (лицензия имеется). В 2013/2014 учебном году в школе нет детей в 5 классе, поэтому ребёнок, обучающийся по программе 8 вида, будет обучаться с детьми 6 класса. Есть опасения, что такой ребёнок не будет принят в классе, так как 6 класс – дети гиперактивные, с высоким уровнем познания.

      Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов школы, фельдшера ФАПа и психолога. Из узких специалистов в школе работает психолог информационно-методического центра г.Татарска. Специалист работает по программе психокоррекции для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII и VII вида. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.

    Коллектив школы состоит из 14 педагогов основного состава и 2 совместителя. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2013/2014 учебном году будут работать 7 педагогов . 40% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 60% коллектива не видят перспективы такого образования. Для них не понятно, к чему в результате мы должны прийти, как дети будут сдавать экзамены и т.п. поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Таким образом в проекте участвуют 7 педагогов-предметников.

     Тем не менее в школе создана команда из 4 человек: директор школы, учитель математики, учитель русского языка, психолог. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума, поскольку у нас он проходит в режиме совещания.

      К сожалению, в нашем случае существует риск отсутствия  помощи родителей, так как  33,3 % родителей детей с ограниченными возможностями здоровья вообще не обучались в школе, 66,6% родителей обучались по программе 8 вида. Необходима организация работы с родителями по данному направлению.

     Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

     Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.

     Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII, VIII вида (лицензия на VII вид в процессе оформления, на VIII  вид имеется). В общеобразовательном учреждении обучается 9 % больных детей. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.     

       В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Краеведение», «Фантазия»; секция «Спортивные игры», «ЛФК».

В ходе реализации проекта планируется:                                                                                                               - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов)

-       повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики НИПКиПРО

     Распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

 

Цель Программы:

- создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной  с учетом индивидуально-образовательной  программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

§ повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей с особыми нуждами;

§ разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

§ организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного учреждения;

§ создание специальных условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);

§ организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

§ создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования;

 

V. Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

- материально-техническая база

Здание блочное двухэтажное, рассчитанное на 120 учащихся. В школе имеются следующие функциональные группы помещений:

1) вестибюль;

2) помещения:

- общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеются кабинеты: информатики (3 компьютера), физики, химии на 12 учащихся с лаборантской, технологии (швейное дело) на 6 рабочих мест;

- комната СБО;

- досугово–физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната;

- для питания - столовая на 28 посадочных мест;

- административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

- хозяйственного обслуживания.

 Внутренняя отделка помещений выполнена из материалов, разрешенных для применения органами   Россанэпиднадзором Минздрава РФ.

       Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (8 шт.).

       Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.

       В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной)  и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2012-2013 учебный год.

- кадровый состав

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют:

Высшее образование -82%

Среднее специальное – 28%

Из них:

С высшей категорией – 0%

С первой категорией – 57%

Со второй категорией – 14%

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

VI. Стратегия достижения поставленной цели

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и  инициативная  группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год),  заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

           Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

            Первый  этап (с 15.05.2013-01.08.2013) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

            Второй этап (с 01.08.2013-01.11.2013) – диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

            Третий этап (с 01.11.2013-25.05.2013) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции  нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для  процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.

 

VII. План  реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБОУ Красноярская СОШ  на 2013-2014 учебный год

        Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

· повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

· материально-техническое и организационное обеспечение;

· создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

· создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:

·         создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·         обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

·         организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

·         преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

·         постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

·         охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

·         социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

№/№

Мероприятия

Исполнители

2013/14

 

 

 

 

1.

Внесение изменений в уставы и локальные акты учреждений

Администрация

Август 2013

2.

Внесение изменений в штатное расписание ОУ

Директор

Август 2013

3.

Разработка и совершенствование  блока «Инклюзивное образование» в программе  развития образовательного учреждения

Администрация

Август 2013

4.

Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

ШПМПК

Сентябрь 2013

5.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ

Зам. директора по УВР

Сентябрь 2013

6.

Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров

Администрация ОУ

Сентябрь- декабрь 2013

7.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, логопед, социальный педагог

В течение года

8.

Создание и организация  работы  творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май-август 2013

9.

Организация и проведения

педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе»,

мастер-классов по вопросам инклюзивного образования

«Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса»

Администрация, учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

январь- май 2014

10.

Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования

Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники

В течение года

11.

Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в  ОУ

 

Администрация, руководители ШМО

В течение года

12.

Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (внеклассная    работа, дополнительное образование)

Педагоги дополнительного образования, классные руководители

В течение года

13.

Анализ годового плана ОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники

Март 2014

14.

Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения  для реализации  программы инклюзивного образования

Администрация

В течение года

15.

Разработка и принятие ежегодных планов  сетевого взаимодействия  с учреждениями и организациями

ШПМПК

Сентябрь

16

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

В течение года

17.

Участие педагогической и родительской общественности в школьных  мероприятиях «Возьмёмся за руки друзья», «Улыбка согревает сердце», «Мы вместе»  в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, классные руководители, учитель физической культуры

В течение года

 

18.

Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе, детей-инвалидов

Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники

По плану педагога-психолога

19.

Организация работы  совета учреждения,  родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

ШПМПК, учителя-предметники, классные руководители

В течение года

20.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

 

Администрация

ШПМПК, классные руководители

В течение года

21.

Организация работы по информированию подростков и их родителей  о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

 

ШПМПК, педагог-психолог, классный руководители, социальный педагог, учителя-предметники

Декабрь - апрель

22.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

В течение года

23.

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

ШПМПК

В течение года

24.

Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами

ШПМПК, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

В течение года

25.

Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.

 

Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

 

В течение года

 

 

 

 

26.

Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития.

 

Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, логопед

Август – сентябрь

27.

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

 

Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, логопед

В течение года

28.

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Педагог-психолог, социальный педагог, логопед

Сентябрь

Январь

 

 

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся.

В практической деятельности планируем взаимодействие со школами своего школьного округа и методистами ОИПП ГБОУ НСО ОЦДК, а как стажировочная площадка - Интернат г.Татарска Новосибирской области.

 

VIII. Практическая значимость результатов проекта

1.     Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2.      Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.

3.      Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.

4.     Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

5.      Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

     6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе   другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.                        

Дата последнего обновления страницы 11.09.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»