Проект инклюзивного образования
«ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» |
Проект МБОУ Красноярской СОШ Татарского района Новосибирской области |
|
Фамилия, имя, отчество авторов проекта: Поддубная Татьяна Юрьевна — куратор, зам.директора по ВР, poddubnaja.tat@yandex.ru, 8(383)64 51-149, krasn_tat.edu54.ru Автушенко Нина Геннадьевна – директор школы Мозжерина Надежда Николаевна – учитель начальных классов |
|
|
15.06.2013 |
Пояснительная записка
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.
Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Инклюзия это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Актуальность создания экспериментальной площадки
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В МБОУ Красноярской СОШ число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 11% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.
II. Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярской средней общеобразовательной школы. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 4 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.
Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Татарска и Татарского района. В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
I. Актуальность проекта
В МБОУ Красноярской СОШ обучается 43 ребёнка в 11 классах. Из них 4 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Все четверо обучаются интегрировано в классе по программе Воронковой. С 01 сентября в 4 классе будет обучаться 1 ребёнок по программе 7 вида (лицензия в процессе оформления), в 5 классе 1 ребёнок по программе 8 вида, в 9 классе 2 ребёнка по программе 8 вида (лицензия имеется). В 2013/2014 учебном году в школе нет детей в 5 классе, поэтому ребёнок, обучающийся по программе 8 вида, будет обучаться с детьми 6 класса. Есть опасения, что такой ребёнок не будет принят в классе, так как 6 класс – дети гиперактивные, с высоким уровнем познания.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов школы, фельдшера ФАПа и психолога. Из узких специалистов в школе работает психолог информационно-методического центра г.Татарска. Специалист работает по программе психокоррекции для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII и VII вида. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.
Коллектив школы состоит из 14 педагогов основного состава и 2 совместителя. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2013/2014 учебном году будут работать 7 педагогов . 40% педколлектива понимают и принимают ситуацию. 60% коллектива не видят перспективы такого образования. Для них не понятно, к чему в результате мы должны прийти, как дети будут сдавать экзамены и т.п. поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Таким образом в проекте участвуют 7 педагогов-предметников.
Тем не менее в школе создана команда из 4 человек: директор школы, учитель математики, учитель русского языка, психолог. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума, поскольку у нас он проходит в режиме совещания.
К сожалению, в нашем случае существует риск отсутствия помощи родителей, так как 33,3 % родителей детей с ограниченными возможностями здоровья вообще не обучались в школе, 66,6% родителей обучались по программе 8 вида. Необходима организация работы с родителями по данному направлению.
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.
Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII, VIII вида (лицензия на VII вид в процессе оформления, на VIII вид имеется). В общеобразовательном учреждении обучается 9 % больных детей. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.
В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Краеведение», «Фантазия»; секция «Спортивные игры», «ЛФК».
В ходе реализации проекта планируется: - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов)
- повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики НИПКиПРО
Распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель Программы:
- создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
§ повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей с особыми нуждами;
§ разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;
§ организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного учреждения;
§ создание специальных условий реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);
§ организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
§ создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования;
V. Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база
Здание блочное двухэтажное, рассчитанное на 120 учащихся. В школе имеются следующие функциональные группы помещений:
1) вестибюль;
2) помещения:
- общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеются кабинеты: информатики (3 компьютера), физики, химии на 12 учащихся с лаборантской, технологии (швейное дело) на 6 рабочих мест;
- комната СБО;
- досугово–физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната;
- для питания - столовая на 28 посадочных мест;
- административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;
- хозяйственного обслуживания.
Внутренняя отделка помещений выполнена из материалов, разрешенных для применения органами Россанэпиднадзором Минздрава РФ.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (8 шт.).
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2012-2013 учебный год.
- кадровый состав
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют:
Высшее образование -82%
Среднее специальное – 28%
Из них:
С высшей категорией – 0%
С первой категорией – 57%
Со второй категорией – 14%
Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
VI. Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
Первый этап (с 15.05.2013-01.08.2013) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап (с 01.08.2013-01.11.2013) – диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 01.11.2013-25.05.2013) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.
VII. План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБОУ Красноярская СОШ на 2013-2014 учебный год
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
· повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
· материально-техническое и организационное обеспечение;
· создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
· создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:
· создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
· обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
· организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
· преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
· постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
· охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
· социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;
№/№ |
Мероприятия |
Исполнители |
2013/14 |
|
|
|
|
1. |
Внесение изменений в уставы и локальные акты учреждений |
Администрация |
Август 2013 |
2. |
Внесение изменений в штатное расписание ОУ |
Директор |
Август 2013 |
3. |
Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения |
Администрация |
Август 2013 |
4. |
Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год |
ШПМПК |
Сентябрь 2013 |
5. |
Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ |
Зам. директора по УВР |
Сентябрь 2013 |
6. |
Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров |
Администрация ОУ |
Сентябрь- декабрь 2013 |
7. |
Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании |
Зам. директора по УВР, педагог-психолог, логопед, социальный педагог |
В течение года |
8. |
Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию |
Администрация, педагогический коллектив |
Май-август 2013 |
9. |
Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе», мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса» |
Администрация, учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
январь- май 2014 |
10. |
Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования |
Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники |
В течение года |
11. |
Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОУ
|
Администрация, руководители ШМО |
В течение года |
12. |
Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (внеклассная работа, дополнительное образование) |
Педагоги дополнительного образования, классные руководители |
В течение года |
13. |
Анализ годового плана ОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. |
Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники |
Март 2014 |
14. |
Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования |
Администрация |
В течение года |
15. |
Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями |
ШПМПК |
Сентябрь |
16 |
Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте |
Администрация |
В течение года |
17. |
Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях «Возьмёмся за руки друзья», «Улыбка согревает сердце», «Мы вместе» в рамках программы инклюзивного образования |
Администрация, классные руководители, учитель физической культуры |
В течение года
|
18. |
Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе, детей-инвалидов |
Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники |
По плану педагога-психолога |
19. |
Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. |
ШПМПК, учителя-предметники, классные руководители |
В течение года |
20. |
Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования
|
Администрация ШПМПК, классные руководители |
В течение года |
21. |
Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
|
ШПМПК, педагог-психолог, классный руководители, социальный педагог, учителя-предметники |
Декабрь - апрель |
22. |
Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования |
Администрация |
В течение года |
23. |
Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям |
ШПМПК |
В течение года |
24. |
Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами |
ШПМПК, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
В течение года |
25. |
Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.
|
Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
В течение года
|
26. |
Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития.
|
Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, логопед |
Август – сентябрь |
27. |
Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
|
Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, логопед |
В течение года |
28. |
Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. |
Педагог-психолог, социальный педагог, логопед |
Сентябрь Январь |
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся.
В практической деятельности планируем взаимодействие со школами своего школьного округа и методистами ОИПП ГБОУ НСО ОЦДК, а как стажировочная площадка - Интернат г.Татарска Новосибирской области.
VIII. Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.