ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
 

СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ В  МБОУ КРАСНОЯРСКАЯ СОШ  ТАТАРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
 
I. Общие сведения о мониторинговых исследованиях.. 3
II. Принятие/ непринятие инклюзивного образования. 3
II.1 Отношение администрации  и педагогического коллектива образовательных  организаций к инклюзивному образованию... 3
II.2 Отношение родителей учащихся к инклюзивному образованию... 4
II. 3 Отношение учащихся  к инклюзивному образованию... 4
III. Внутришкольный мониторинг (система оценки образовательных достижений). 5
V. Сетевое взаимодействие. 7
VI. Выводы: 7
 
I.Общие сведения о мониторинговых исследованиях
С ноября 2013 года по февраль 2014 года в образовательных организациях, участвующих в реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» было проведено мониторинговое исследование  доступности и качества образования детей с ОВЗ в образовательных организациях НСО. 
Образовательные организации (далее по тексту ОО), принявшие участие в реализации проекта (инклюзивные школы), принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, что бы дети с ОВЗ были включены  в него и могли  обучаться совместно с нормативно развивающимися детьми.
Субъектами управления в региональном проекте являются:
- Минобразование НСО как заказчик и финансовый распорядитель проекта;
- ГБОУ НСО ОЦДК как координатор и организатор деятельности по проекту;
- инклюзивные школы как заказчики организационно-методической помощи, разработчики и исполнители проекта образовательной организации в контексте регионального проекта.
Данный мониторинг, позволил рассмотреть, какие преобразования произошли в образовательных организациях - участниках проекта в плане принятия/непринятия инклюзии, каждым субъектом образовательного процесса, уровень социализации детей с ОВЗ в образовательной среде, выявить потребности детей в образовательных услугах и запросы на специальные образовательные условия.
В мониторинговом исследовании были выделены 4 критерия, по показателям  параметраи ряд соответствующих показателей:
1.      Принятие/непринятие инклюзии
2.      Организация внутришкольного мониторинга
3.      Уровень социализации детей
4.      Участие в сетевом взаимодействии
II. Принятие/ непринятие инклюзивного образования.
Принятие/ непринятие инклюзивного образования исследовалось по 5 группам: администрация ОО, педагоги и специалисты сопровождения ОО, родители детей нормы, родители детей с ОВЗ, дети, обучающиеся на начальной  и основной ступенях образования.
II.1 Отношение администрации  и педагогического коллектива образовательных  организаций к инклюзивному образованию
В исследовании принял  участие:
-  администрация ОО - 1  педагога.
 
-  педагогический коллектив:
 
- учителя предметники –  8 чел.
- педагог – психолог – 1 чел.
- социальный педагог – 1 чел.
- учитель – логопед – 1 чел.
 Результаты представлены на гистограмме 1.
 
 
 Гистограмма1

 
Нагистограмме 1 видно, что у административных и педагогических  работников ОО  в основном условное  принятие инклюзивного образования.  
II.2Отношение родителей учащихся к инклюзивному образованию
В исследовании  приняли участие:
·         Родители детей с нормой развития – 8 чел.
·         Родители детей с ОВЗ – 2 чел.
           Гистограмма 2 

 
 
Из гистограммы 2 видно, что родители детей с ОВЗ принимают инклюзивное образование полностью.
 Родители детей с нормой развития в основном не принимают инклюзивное образование (88%), условное принятие 12%.
 
 
II. 3Отношение учащихся к инклюзивному образованию
В исследовании  приняли участие:
·         Дети начальной ступени образования  - 4 чел.
·         Дети основной ступени образования – 7 чел.
               Гистограмма 3

 
Из гистограммы 3 видно, что в начальной и основной  ступени образования   учащиеся принимают инклюзивное образование условно.
III. Внутришкольный мониторинг (система оценки образовательных достижений).
 По данным образовательной организации включение в организационную деятельность внутришкольного мониторинга проводится удовлетворительно. Однако следует отметить, что данная работа пока ещё имеет точечный характер, не переведена в системную деятельность. 
Не была представленаинформация:
-  по планированию достижений учащихся и педагогов;
- по оцениванию образовательных достижений учащихся.
 Необходимо данную работу перевести  в системную деятельность. 
 
IV. Социометрия (Обработка методики «Круг друзей»)         
Методика даёт возможность получить информацию о круге общения ребёнка по четырём позициям: «семья» (С), «друзья» (Др), «приятели» (П) и «деловые отношения» (Д - взрослые, с которыми детям приходится регулярно общаться в повседневной жизни). Каждая позиция имеет два параметра – виртуальное (В - по электронной почте, телефону, через социальные сети) и реальное (Р) общение. Итого каждый ребёнок показывает 8 секторов общения: С-в(1,9), С-р(2,10), Др-в(3,11), Др-р(4,12), П-в(5,13), П-р(6,14), Д-в(7,15) и Д-р(8,16). 
Путём сравнения полученных данных с условной нормой, выведенной статистическими методами, можно оценить уровень социализации детей.
Расхождение интервалов условной нормы для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей позволяет соотнести уровень социализации для этих двух категорий анкетируемых. В идеале эти интервалы должны быть максимально близки.
 
По горизонтальной оси в цифрах от 1 до 16 показаны значения условной нормы для каждого сектора – с 1 по 8 мальчики, с 9 по 16 девочки.
В опросе приняли участие:
-        начальная ступень образование – 4 учащихся из них 1 с ОВЗ.
-        основная ступень образования – 7 учащихся из них 2 с ОВЗ.
Результаты исследования социализации представлены на гистограммах 4 и 5.
Гистограмма 4

*Условная норма(13-16) определялась статистическими методами.
     Сравнительный анализ данных показал, что  у нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ начальной ступени образования социализация не соответствует условной норме. (гистограмма 4).  
Гистограмма 5

       Сравнительный анализ данных показал, что  у  детей с нормой развития  основной ступени образования социализация соответствует условной норме. У детей  с ОВЗ  основной ступени образования социализация не соответствует условной норме (гистограмма 5). 
 
 

График 1
 
На графике 1 социализация детей с нормой развития и детей с  ОВЗ (мальчиков) начальной ступени образования имеет отличия в секторах: «С-в», «Д-в», «Д-р» и  «П-в».
График 2
На графике 2 социализация детей с нормой развития и детей с  ОВЗ (мальчиков) основной ступени образования имеет отличия в секторах: «С-в» и «Д-р».
V. Сетевое взаимодействие
Уровень использования сетевого ресурса является высоким. Ваша образовательная организация как узел сети инклюзивного образовательного пространства  является активно действующим. То есть включение в общее информационное поле  происходит  достаточно успешно, образовательная организация  хорошо информативна для остальных участников регионального проекта.
VI. Выводы:
Отношение участников мониторинга к принятию инклюзивного образование в целом отражает реальную картину. Процедура мониторинга организована на высоком уровне.
 По представленным результатам можно предположить, что:
1.      Администрация и педагогический коллектив   считает, что положительная динамика в организации инклюзивной практики есть;
2.      Родители детей с нормой развития – не принимают инклюзию;
3.      Родители детей с ОВЗ –полностью принимают инклюзию;
4.       Учащиеся – условное  принятие инклюзии.
5.      Процесс социализации в инклюзивных классах (начальной и основной ступени образования) характеризуется проблемными зонами и требует пристального внимания со стороны педагогического коллектива;
6.      Реализуется первичный этап построения системы внутришкольного мониторинга, но пока ещё образовательная организация не имеет возможности качественно отслеживатьдинамику образовательных достижений детей с ОВЗ.
 
Общий вывод: МБОУ Красноярская СОШ Татарского района Новосибирской области выстраивает свою деятельность достаточно активно, входит в общее инклюзивное образовательное пространство Новосибирской области. Мониторинговые показатели свидетельствует об эффективности образовательного процесса в условиях существенных инновационных изменений при реализации регионального проекта по большинству показателей. 
Образовательной организации необходимо провести анализ проектной деятельности в части социализации детей. При необходимости следует запросить организационно-методическую помощь у регионального оператора (курсы повышения квалификации, обучающие семинары, дополнительные исследования).

 
