ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ В МБОУ КРАСНОЯРСКАЯ СОШ ТАТАРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие сведения о мониторинговых исследованиях.. 3
II. Принятие/ непринятие инклюзивного образования. 3
II.1 Отношение администрации и педагогического коллектива образовательных организаций к инклюзивному образованию... 3
II.2 Отношение родителей учащихся к инклюзивному образованию... 4
II. 3 Отношение учащихся к инклюзивному образованию... 4
III. Внутришкольный мониторинг (система оценки образовательных достижений). 5
V. Сетевое взаимодействие. 7
VI. Выводы: 7
I.Общие сведения о мониторинговых исследованиях
С ноября 2013 года по февраль 2014 года в образовательных организациях, участвующих в реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» было проведено мониторинговое исследование доступности и качества образования детей с ОВЗ в образовательных организациях НСО.
Образовательные организации (далее по тексту ОО), принявшие участие в реализации проекта (инклюзивные школы), принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, что бы дети с ОВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с нормативно развивающимися детьми.
Субъектами управления в региональном проекте являются:
- Минобразование НСО как заказчик и финансовый распорядитель проекта;
- ГБОУ НСО ОЦДК как координатор и организатор деятельности по проекту;
- инклюзивные школы как заказчики организационно-методической помощи, разработчики и исполнители проекта образовательной организации в контексте регионального проекта.
Данный мониторинг, позволил рассмотреть, какие преобразования произошли в образовательных организациях - участниках проекта в плане принятия/непринятия инклюзии, каждым субъектом образовательного процесса, уровень социализации детей с ОВЗ в образовательной среде, выявить потребности детей в образовательных услугах и запросы на специальные образовательные условия.
В мониторинговом исследовании были выделены 4 критерия, по показателям параметраи ряд соответствующих показателей:
1. Принятие/непринятие инклюзии
2. Организация внутришкольного мониторинга
3. Уровень социализации детей
4. Участие в сетевом взаимодействии
II. Принятие/ непринятие инклюзивного образования.
Принятие/ непринятие инклюзивного образования исследовалось по 5 группам: администрация ОО, педагоги и специалисты сопровождения ОО, родители детей нормы, родители детей с ОВЗ, дети, обучающиеся на начальной и основной ступенях образования.
II.1 Отношение администрации и педагогического коллектива образовательных организаций к инклюзивному образованию
В исследовании принял участие:
- администрация ОО - 1 педагога.
- педагогический коллектив:
- учителя предметники – 8 чел.
- педагог – психолог – 1 чел.
- социальный педагог – 1 чел.
- учитель – логопед – 1 чел.
Результаты представлены на гистограмме 1.
Гистограмма1
Нагистограмме 1 видно, что у административных и педагогических работников ОО в основном условное принятие инклюзивного образования.
II.2Отношение родителей учащихся к инклюзивному образованию
В исследовании приняли участие:
· Родители детей с нормой развития – 8 чел.
· Родители детей с ОВЗ – 2 чел.
Гистограмма 2
Из гистограммы 2 видно, что родители детей с ОВЗ принимают инклюзивное образование полностью.
Родители детей с нормой развития в основном не принимают инклюзивное образование (88%), условное принятие 12%.
II. 3Отношение учащихся к инклюзивному образованию
В исследовании приняли участие:
· Дети начальной ступени образования - 4 чел.
· Дети основной ступени образования – 7 чел.
Гистограмма 3
Из гистограммы 3 видно, что в начальной и основной ступени образования учащиеся принимают инклюзивное образование условно.
III. Внутришкольный мониторинг (система оценки образовательных достижений).
По данным образовательной организации включение в организационную деятельность внутришкольного мониторинга проводится удовлетворительно. Однако следует отметить, что данная работа пока ещё имеет точечный характер, не переведена в системную деятельность.
Не была представленаинформация:
- по планированию достижений учащихся и педагогов;
- по оцениванию образовательных достижений учащихся.
Необходимо данную работу перевести в системную деятельность.
IV. Социометрия (Обработка методики «Круг друзей»)
Методика даёт возможность получить информацию о круге общения ребёнка по четырём позициям: «семья» (С), «друзья» (Др), «приятели» (П) и «деловые отношения» (Д - взрослые, с которыми детям приходится регулярно общаться в повседневной жизни). Каждая позиция имеет два параметра – виртуальное (В - по электронной почте, телефону, через социальные сети) и реальное (Р) общение. Итого каждый ребёнок показывает 8 секторов общения: С-в(1,9), С-р(2,10), Др-в(3,11), Др-р(4,12), П-в(5,13), П-р(6,14), Д-в(7,15) и Д-р(8,16).
Путём сравнения полученных данных с условной нормой, выведенной статистическими методами, можно оценить уровень социализации детей.
Расхождение интервалов условной нормы для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей позволяет соотнести уровень социализации для этих двух категорий анкетируемых. В идеале эти интервалы должны быть максимально близки.
По горизонтальной оси в цифрах от 1 до 16 показаны значения условной нормы для каждого сектора – с 1 по 8 мальчики, с 9 по 16 девочки.
В опросе приняли участие:
- начальная ступень образование – 4 учащихся из них 1 с ОВЗ.
- основная ступень образования – 7 учащихся из них 2 с ОВЗ.
Результаты исследования социализации представлены на гистограммах 4 и 5.
Гистограмма 4
*Условная норма(13-16) определялась статистическими методами.
Сравнительный анализ данных показал, что у нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ начальной ступени образования социализация не соответствует условной норме. (гистограмма 4).
Гистограмма 5
Сравнительный анализ данных показал, что у детей с нормой развития основной ступени образования социализация соответствует условной норме. У детей с ОВЗ основной ступени образования социализация не соответствует условной норме (гистограмма 5).
График 1
На графике 1 социализация детей с нормой развития и детей с ОВЗ (мальчиков) начальной ступени образования имеет отличия в секторах: «С-в», «Д-в», «Д-р» и «П-в».
График 2
На графике 2 социализация детей с нормой развития и детей с ОВЗ (мальчиков) основной ступени образования имеет отличия в секторах: «С-в» и «Д-р».
V. Сетевое взаимодействие
Уровень использования сетевого ресурса является высоким. Ваша образовательная организация как узел сети инклюзивного образовательного пространства является активно действующим. То есть включение в общее информационное поле происходит достаточно успешно, образовательная организация хорошо информативна для остальных участников регионального проекта.
VI. Выводы:
Отношение участников мониторинга к принятию инклюзивного образование в целом отражает реальную картину. Процедура мониторинга организована на высоком уровне.
По представленным результатам можно предположить, что:
1. Администрация и педагогический коллектив считает, что положительная динамика в организации инклюзивной практики есть;
2. Родители детей с нормой развития – не принимают инклюзию;
3. Родители детей с ОВЗ –полностью принимают инклюзию;
4. Учащиеся – условное принятие инклюзии.
5. Процесс социализации в инклюзивных классах (начальной и основной ступени образования) характеризуется проблемными зонами и требует пристального внимания со стороны педагогического коллектива;
6. Реализуется первичный этап построения системы внутришкольного мониторинга, но пока ещё образовательная организация не имеет возможности качественно отслеживатьдинамику образовательных достижений детей с ОВЗ.
Общий вывод: МБОУ Красноярская СОШ Татарского района Новосибирской области выстраивает свою деятельность достаточно активно, входит в общее инклюзивное образовательное пространство Новосибирской области. Мониторинговые показатели свидетельствует об эффективности образовательного процесса в условиях существенных инновационных изменений при реализации регионального проекта по большинству показателей.
Образовательной организации необходимо провести анализ проектной деятельности в части социализации детей. При необходимости следует запросить организационно-методическую помощь у регионального оператора (курсы повышения квалификации, обучающие семинары, дополнительные исследования).